Category: кино

Category was added automatically. Read all entries about "кино".

Лучшие документальные фильмы: Барака/Baraka


  Сегодня я открываю небольшую рубрику, посвящённую самым лучшим, на мой взгляд, документальным фильмам. Просмотр таких фильмов, не только весьма интересное занятие (не идущее ни в какое сравнение с передачами из "зомбо ящега"), а ещё и отличная школа высокого мастерства для фотографов и телеоператоров. В течении последних трёх лет я особенно активно увлекался подбором, просмотром и анализом многочисленных документальных фильмов. На данный момент у меня собралась довольно большая коллекция, а также появились некоторые мысли насчёт лучших представителей этого жанра, которыми я хотел бы с Вами поделиться.


  Посты на эту тематику будут не очень частыми, не более двух раз в месяц, по пятницам. Выбор дня не случаен: впереди нас ждут выходные, а это отличная возможность насладиться шедеврами мировой документалистики в кругу семьи. Скорее всего, многие из этих фильмов Вы уже посмотрели, в этом случае прошу делиться своими впечатлениями о сабже в комментариях. Мне очень интересно узнать Ваше мнение!




  Открою эту рубрику я с очень яркого, разнопланового, и, не побоюсь этого слова, культового фильма: Барака. В переводе с арабского «барака» означает «благодать», «дар свыше». Полностью описать впечатления от этого фильма невозможно — настолько они многогранны и неоднозначны. Это одновременно и восхищение мастерством команды, работавшей над фильмом, и захватывающие дух кадры, и тревога за происходящее на Планете.



  Барака — фильм-размышление. В нём нет никаких закадровых комментариев, лишь прекрасная музыка. Каждый додумывает сам, что хотели сказать авторы. Уверен: после просмотра окажется, что у каждого есть своя собственная версия этого замечательного фильма, своё виденье сюжетов, свои эмоции и свои выводы.



  Барака погружает нас в различные события, происходящие в 24 странах Мира. Здесь показана как дикая природа, так и жизнь людей самых разных мировоззрений и вероисповеданий.




  Быстрая смена планов и стран, а также полное отсутствие каких-либо комментариев, не даёт зрителю смотреть фильм сквозь призму стереотипов. Это, а также сильно ускоренное воспроизведение некоторых фрагментов, предлагает взглянуть на жизнь нашей Планеты со стороны, как если бы мы впервые оказались здесь. Обратная сторона медали: немного теряется познавательная часть фильма: не всегда понимаешь, где происходят те или иные действия (но, при желании, можно найти ответ и на этот вопрос).




  Замечательный визуальный ряд сопровождает очень качественная, хорошо подобранная аудио дорожка. Звуки природы здесь гармонично перекликаются с музыкой народов Мира.




  Ускоренная съёмка рутинного производства вручную различных товаров (сигарет, клавиатур и т.д.) крупным планом под ритмичную музыку, наводит на мысль о возможности автоматизации этого труда. По ходу фильма, эта мысль подчёркивается кадрами, где похожую работу выполняет уже непосредственно машина. С другой стороны, общие планы с огромным количеством людей, задействованных на производстве, заставляют задуматься об их трудоустройстве, в случае всеобщей автоматизации.




  Вообще, проблема перенаселения неоднократно поднимается на протяжении всего фильма. Удивительно осознавать, что снимали его в 1992 году, когда численность населения была меньше 5,5 млрд человек. В этом году, судя по статистике, количество людей на Планете перешагнёт отметку в 7 млрд.




  Армии, самолёты, горящие нефтяные месторождения — на это уходят драгоценные ресурсы Планеты, в то время, как в мире всё больше голодающих.







  После просмотра фильма, создаётся впечатление, что за пару часов облетел всю землю, побывав на самых уникальных событиях, посмотрев на повседневную жизнь миллионов людей. Поэтому я не поверил своим ушам, когда узнал, что весь фильм сняли всего за 14 месяцев!




  Режиссёр, автор сценария и оператор фильма, Рон Фрик (Ron Fricke), уже неоднократно участвовал в съёмках подобных фильмов (Chronos, Koyaanisqatsi (реж. Godfrey Reggio), но о них я расскажу в другой раз.



Во время съёмок в Австралии мух приходилось засасывать пылесосом, чтобы они не лезли в кадр.


  Барака — один из самых качественных фильмов, которые я когда-либо смотрел. И это не удивительно, учитывая то, как он снимался. Фильм крайне сложный с технической точки зрения. Для его съёмок использовалась 65 мм негативная плёнка Todd-AO формата, что дало на выходе высочайшее качество, но ещё больше усложнило съёмку в труднодоступных местах. Особых слов восхищения заслуживают многочисленные идеально плавные панорамы, проезды и пролёты камеры, совершаемые как в реальном времени, так и в замедленном и ускоренном виде.
  В 2008 году фильм обрёл новую жизнь. Широкоформатные негативы впервые в мире были отсканированы на специальном автоматизированном сканере с разрешением 8K (8192 px по длинной стороне, каждый кадр — 30 мегапикселей!). Чтобы отсканировать более 150 000 кадров (по 13 секунд на каждый) потребовалось три с лишним недели непрерывной работы! Итоговый архив сканов занял объём в 30 террабайт!




  Играя на контрастах, с помощью одного лишь визуального ряда, Барака задаёт зрителю множество очень важных вопросов, стоящих перед человечеством в XXI веке, но не спешит давать на них простые ответы, не навязывая своё мнение. Я, в свою очередь, тоже не буду перегружать этот пост своими размышлениями и эмоциям, полученными после неоднократного просмотра этого замечательного фильма, а пожелаю Вам...



...приятного просмотра!