Владимир Медведев (medvedevphoto) wrote,
Владимир Медведев
medvedevphoto

Categories:

Снимаем ночной пейзаж в горах при помощи космических технологий.

     Рубрика «один кадр» в прошлый раз вызвала более чем широкий отклик, множество интересных споров и идей. В этот раз, для разнообразия, я расскажу не столько про композицию, сколько про домашнюю заготовку и, непосредственно, съёмку. Конечно, далеко не все кадры требуют такой подготовки, которую я тут опишу, но очень полезно иметь представление о свете и некоторых других факторах, как во время планирования маршрута, так и во время непосредственно съёмки. 

   Для примера я возьму ещё один кадр с удивительного Эмеральд Лэйк. Я никак не могу оторваться от папки с этим озером — уж больно живописное местечко. К тому же, я был там всего один раз, и планировал съёмку вслепую, через интернет, что наиболее соответствует условиям задачи. Разберём вот этот ночной кадр с треками звёзд:



    Ещё задолго до того, как сесть в самолёт в Канаду, я пристально изучил рельеф местности вокруг озера с помощью Google Maps. Эмеральд Лэйк — непростое для съёмки озеро. Оно находится как бы в чаше, между высокими горами, которые загораживают солнце как на восходе, так и на закате, создавая серьёзные проблемы для фотографа:





Наилучшая точка съёмки отмечена зелёной точкой,
а гряды гор, за которыми скрывалось солнце на восходе и закате - красными.


   Кстати, выбрать ракурс с помощью гугла тоже не составляет проблемы, благодаря хорошо проработанному рельефу в той местности, вот такой вид открывается с «зелёной стрелочки»:


 Можно поиграться с ракурсами, вирутально пролетев над озером,
заранее спланировать съёмку, осознать расположение красивых скал, гор
которые могут стать объектом для фотографии


    Вообще, с помощью гугла гораздо лучше понимаешь общий рельеф местности, чем даже находясь на месте. Например, для посетителей отеля, гора, которую я планировал снять, выглядит как самая высокая вершина на многие километры вокруг. Она ярко выделяется на фоне окружающих гор и кажется, что никто не сможет составить ей конкуренцию. Однако, если с помощью гугла «полетать» над окрестностями, то видно, что это впечатление обманчиво.

   С помощью бесплатной программы The Photographer's Ephemeris, я увидел, что солнце, скорее всего, не сможет дать мне действительно хорошее освещение из-за высоких гор вокруг. По крайней мере, уж точно не весной. Чтобы убедиться в этом, я поставил основную (оранжевую) булавку на ту скалу, которую хотел бы видеть освещённой, и проследил - откуда будет падать солнце на рассвете, откуда на закаете


Оранжевым показано направление заката солнца, жёлтым - рассвета, синим - восход и закат луны.
И на закате и на рассвете весной солнце садиться за высокие гряды (я отметил красным).


    Направление солнца можно легко рассчитать по формулам — это не проблема. Но как узнать, смогут ли окрестные вершины неудачно загородить солнце? Для этого есть специальный инструмент - серая «булавка» (внутри синего кружочка). Именно с помощью этой булавки можно померить, насколько окружающие горы возвышаются над той точкой, которую мы «хотим осветить» первыми (или последними) лучами солнца. Достаточно поставить её на вершину горы, и программа скажет, на сколько градусов луне или солнцу придётся подняться над уровнем горизонта, чтобы осветить место основной отметки. В зависимости от этого, уже можно легко прогнозировать, насколько интересным будет свет. Звучит это всё страшно, но на самом деле ничего сложного нет. Давайте посмотрим, как это работает, на примере восхода.

   На рисунке ниже, толстой жёлтой линией показано, где солнце появляется над ровным горизонтом (0 градусов). Я заранее померил серой булавкой высоту хребта, из-за которого встаёт солнце, и понял, что оно выйдет из-за горы не раньше, чем поднимется на 11 градусов. После чего перевёл тонкую жёлтую линию, пока параметр Altitude не показал значение 11,3 градуса:



  Поставив серую пипетку на эту линию в самую высокую точку рельефа, я увидел, что в этом месте солнце ещё не встало, но уже очень близко. Высота горы там превышает мою основную отметку аж на 675 метров! И, чтобы солнце осветило основную отметку, ему пришлось подняться на 11,6 градусов над горизонтом (это уже практически дневной свет). Таким образом, на рассвете я определил угол восхода в 12 градусов, на закате - 10 градусов. К тому же, на рассвете солнце давало почти контровой свет, что оставляло не много шансов на удачную съёмку. Если только пойти на другую сторону озера...

   Ввиду этого, наиболее интересным мне показался свет луны, которая скрывалась с основной массы горы лишь на 2 градусах, ничем не загораживаемая почти до самого конца.  Приняв во внимание много факторов по Эмеральду и другим местам, которые я хотел посетить в Канаде весной, я решил назначить съёмку там на 26-27 мая. С помощью всё той-же программы, я увидел, что это в эти дни будет далеко не полнолуние. Видимая часть луны осветится на 20-30%. На самом деле это к лучшему, в полнолуние ночные снимки слишком уж похожи на дневные.

   К сожалению, я не мог позволить себе жить там дольше двух дней. Во-первых, мне хотелось поехать поснимать и на другие запланированные точки, во-вторых, проживание в местном отеле довольно дорого даже в не сезон. В первую ночь, к сожалению, было облачно и ветрено, а значит никакого отражения. К тому же за тот день я так устал, что еле дошёл до номера после заката. Зато, во вторую ночь «звёзды встали как надо». Мне очень повезло с хорошей ясной безветренной погодой. Осталось только найти необходимый ракурс и сделать давно запланированные кадры.

   Казалось бы - композиция тут весьма простая - лишь гора и полуостров перед ней - что может быть проще? Но ещё засветло я несколько часов (не преувеличиваю) ходил в сапогах по воде вдоль берега, выбирая ракурс. Ближе-дальше, левее-правее (насколько позволяла глубина озера). Как лучше снимать, подойдя близко на 14 мм, или отойдя далеко, но на 30мм? Или на 21мм? Я точно помню, что далеко не сразу осознал все переменные и перепробовал много планов, снял больше сотни кадров. Зато ночью я уже точно знал, куда и с каким объективом ставить камеру в темноте. На самом деле было значительно темнее, чем на итоговой фотографии.

    Кстати, про свет. Обратите внимание на освещение. Именно благодаря свету луны, на фотографии можно различить рельеф горы, а не просто унылый чёрный силуэт (как лес справа, например). Глазами этот факт не различался - я не видел ни луны, которая была очень низко над горизонтом, ни отсвета на горе из-за яркого свечения отеля. Да, саму гору я видел, но не так ярко. Я просто знал, что свет был от луны, и видел на фотографиях, как она села. Могу точно сказать, что пока я снимал треки, луна опустилась с отметки 4 градуса над горизонтом до отрицательных отметок — т.е. за горизонт. Вот кадр, который я снял в тот момент, когда я пришёл забирать камеру:


Из-за горизонта показался Млечный Путь, но сама гора уже не освещается...


   Может быть, такой подход к съёмке или долгое описание, покажется кому-то скучным или занудным. Но мне это скорее напоминает увлекательную детективную историю, когда надо разгадать загадку, а дальше всё уже само собой раскрывается. Это такой интересный квест. У тебя есть цель, и ты идёшь к конкретной точке в конкретное, идеальное время, чтобы получить возможность сделать «идеальный кадр» (конечно, он может оказаться далеко не идеальным, а вовсе даже никчёмным, но смысл в том, что обстоятельства в это время складываются наилучшим образом). Не случайно поймав какой-то свет, а продуманно, понимая, динамику изменений в течение всего года и чётко понимая, когда лучше всего снимать это конкретное место. Это очень азартная штука! Я сейчас вспоминаю все этапы пути с большим удовольствием. Как я представлял себе это заранее, как я мечтал попасть в это место, и как мои мысли воплотились в итоговые фотографии.

    Обычно снимать треки холодно и долго. Ставишь камеру на штатив, а потом целый час болтаешься туда-сюда в ожидании «чуда», и слушаешь шорохи - не зашёл ли медведь к тебе в гости (кроме шуток). Но тут всё уже было сделано, я снял несколько одиночных кадров с разных ракурсов, выбрал экспозицию, и поставил снимать непосредственно треки. Можно было расслабиться, и, с чувством выполненного долга, скоротать часок, в тех самых светящихся домиках, у тёплого каминчика. Единственное, что портило кайф, так это мысли, как бы какой зверь не пришёл к озеру в ночи, и не искупал 5D Mark III, который стоит на довольно хлипком штативе прямо в озере в нескольких метрах от берега. :)


Tags: Канада, для фотографов, звёзды, один кадр, природа и пейзажи, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →